Как летать на беспилотнике, не нарушая законов
Все люди по-разному относятся к общепризнанным правилам. Одни стараются соблюдать все до мелочей, а другие отвергают сложившиеся нормы поведения и попросту игнорируют окружающих. Незнание законов не освобождает от ответственности. Жаль, когда об этом забывают продавцы беспилотных летательных аппаратов и многие энтузиасты-блогеры, неверно рассказывая об использовании квадрокоптеров и радиоуправляемых летающих моделей. Случайно или намеренно, они создают путаницу и вводят в заблуждение.
Цель статьи — разобраться в существующих в России нормах и правилах проведения полётов и в том, какие требования закона должен соблюдать владелец беспилотного летательного аппарата.
Радиоуправляемый квадрокоптер – это не игрушка
Совсем недавно, летом 2016 года, в Воздушный Кодекс Российской Федерации были внесены изменения, отменяющие обязательную регистрацию и сертификацию беспилотников, если их масса не превышает 30 кг. Цель новшества в том, упростить их ввоз, продажу и эксплуатацию и способствовать развитию российского рынка, объем которого в мире уже превысил 4 млрд долларов.
Но квадрокоптер — не игрушка. Дрон весом чуть более килограмма может свободно подниматься на высоту полтора-два километра, находиться в воздухе более часа и двигаться со скоростью 60–80 км/час. Как любой другой летательный аппарат, беспилотник является источником повышенной опасности, особенно в местах массового скопления людей.
Есть много свидетельств того, насколько опасны квадрокоптеры в неумелых руках. Например, четырехкратный чемпион мира по горнолыжному спорту Марсель Хиршер едва не пострадал от падения дрона во время крупных соревнований. Этот кадр попал в трансляцию канала EUROSPORT.
Ещё сложнее обстоит с аппаратами, летающими неподалёку от взлётно-посадочных полос, на пути авиационных маршрутов, создавая помехи пассажирским самолётам. Вот кадры одного из столкновений дрона с лёгким пассажирским самолётом, которое чуть не привело к трагедии.
Риск пострадать от дрона в помещении ничуть не меньше. В Екатеринбурге, во время демонстрационного полёта в торгово-развлекательном комплексе, мощный DJI Phantom серьёзно повредил руку молодой женщине. Ей чудом удалось закрыть собой маленькую дочку и её подружку, приняв удар на себя.
Кроме бытовых угроз и помех для авиационных перевозок, применение радиоуправляемых дронов может способствовать контрабанде, терроризму, нелегальной перевозке наркотиков или шпионажу. Хотим мы или нет, государство стремится регулировать их использование. Хотя регистрация или сертификация квадрокоптеров в России не требуется, каждый полет подчиняется общим правилам контроля за использованием воздушного пространства.
Законы об использовании квадрокоптеров
Существует пять основных моментов, относящихся к государственному регулированию полётов беспилотников, о которых должен знать каждый владелец:
1. Воздушные суда
Самолёты, вертолёты, аэростаты, квадрокоптеры, радиоуправляемые летающие модели и даже игрушечные воздушные змеи, которые запускают дети, формально относятся к воздушным судам. С точки зрения закона, абсолютно не имеет значения масса, назначение, высота и дальность полёта или другие качества изделия. Любой «летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счёт взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отражённым от поверхности земли или воды» (ст. 32 Воздушного Кодекса), называется воздушным судном. Как говорится, закон суров, но это закон. Можно сколько угодно спорить о несовершенстве его формулировок, но каждый приобретённый в магазине или собранный своими руками квадрокоптер, подпадает под требования Воздушного Кодекса Российской Федерации. А любой его полет за пределами вашей собственной квартиры регулируется Правилами Использования Воздушного Пространства, установленными Правительством.
2. Сертификация и регистрация квадрокоптеров в России
Сертификация и регистрация для большинства квадрокоптеров и радиоуправляемых моделей не требуется. Это также закреплено в Воздушном Кодексе РФ. В редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 291-ФЗ сказано, что государственной регистрации подлежат беспилотные воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских с максимальной взлётной массой 30 килограммов и менее. Пока ситуация обстоит так, но в ближайшее время можно ожидать изменений, о которых давно говорят эксперты. Речь идёт об обязательных радиометках на чипах RFID, которые будут однозначно идентифицировать технические характеристики дрона и содержать сведения о его владельце.
3. Классификация воздушного пространства
Все воздушное пространство в России, в соответствии с законом, контролируется и разделено на три класса:
- Класс А — маршруты полётов и авиалинии на больших высотах, от 7 км.
- Класс С — высоты ниже 7 км, выделенные для полётов гражданской авиации и участки вблизи аэродромов. Могут начинаться от 400 м в Европейской части или от 1.5 км в Сибири.
- Класс G — все остальное воздушное пространство. Это условно-свободное пространство от самой поверхности земли, где чаще всего походят полёты малой авиации (планеров, легкомоторных частных самолётов, дельтапланов) и беспилотных летательных аппаратов. Получение разрешения на использование воздушного пространства класса G происходит в упрощённом порядке.
Владельцам квадрокоптеров следует помнить, что малые высоты до 50 метров не являются исключением и тоже относятся к классу G, а в некоторых случаях и к классу C. Без уведомления или разрешения диспетчерских служб, в соответствии с Правилами использования воздушного пространства, можно проводить только праздничные салюты. Но вблизи взлётно-посадочных полос и глиссад они тоже запрещены.
Кроме того, существуют зоны ограничения полётов и территории, над которыми они полностью запрещены. Это могут быть участки воздушного пространства любого из трёх классов.
Конечно, вся эта система классификации не имеет никакого отношения к полётам в помещениях. Например, любители гоночных квадрокоптеров могут свободно заниматься тренировками в заброшенных промышленных зданиях или проводить соревнования на закрытых спортивных аренах. В этих случаях достаточно обеспечить соблюдение норм безопасности.
4. Разрешение на полёт квадрокоптера
Каждый полет квадрокоптера требует разрешения. Это обязательное правило, которое не имеет ничего общего с регистрацией. В данном случае государство регулирует не порядок приобретения или владения гаджетом, а использование воздушного пространства. Здесь применяется уже не Воздушный Кодекс, а подзаконный акт — правила, установленные правительством. Их текущая редакция появилась в 2010 году, с последующими дополнениями.
В соответствии с пунктом 52 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, все полёты квадрокоптеров, радиоуправляемых самолётов, вертолётов или других беспилотников в воздушном пространстве классов A, C и G требуют плана полёта и получения разрешения. Для этого устанавливают специальные временные и местные режимы, а также кратковременные ограничения. Это делается в интересах организаторов полётов беспилотных летательных аппаратов для обеспечения безопасности.
5. Как летать над городом или посёлком
Организация полётов над городом или посёлком ещё сложнее. Согласно пункту 52 Федеральных правил, помимо общих процедур, требуется согласовать их с органами местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — получить разрешение соответствующих органов исполнительной власти указанных городов. Такое разрешение выдаётся после согласования с органами ФСБ.
Это относится ко всем, без исключения, населённым пунктам. Например, полёты над посёлком должны проводиться с разрешения сельского совета, а над дачными участками — органами власти по месту их нахождения.
Разрешение на квадрокоптер с камерой
Для проведения фото и видеосъемок не требует специального разрешения. Если есть право на полёты, то можно спокойно снимать. Могут быть ограничения на секретные объекты, которое не следует нарушать. Как правило, это относится к военным объектам, специальным охраняемым территориям и участкам, прилегающим к государственной границе. Над ними нельзя летать и получить на это разрешение, скорее всего, просто не удастся.
Хотя снимать с квадрокоптера можно без каких-либо ограничений, ни в коем случае не следует публиковать изображения людей без их согласия. Это правило относится к материалам, полученным любыми способами, а не только с использованием беспилотников.
Как обстоят дела за границей
В России правила использования воздушного пространства довольно жёсткие. Власти в зарубежных странах гораздо проще смотрят на правила использования беспилотных летательных аппаратов, но это не значит, что там можно совсем не считаться с требованиями закона. В нашей стране, ни при каких условиях, при нарушении правил полётов нельзя конфисковать квадрокоптер у его владельца. А вот путешественники по юго-восточной Азии или Африке могут легко лишиться собственности прямо на таможне — есть места, где не только запрещено снимать или летать без лицензии, но и самостоятельно перевозить беспилотник через границу.
Планируя полёты в зарубежной поездке, нужно всегда уточнять заранее правила. В большинстве стран они примерно одинаковы:
- В США, до недавнего времни, требовалась обязательная регистрация всех дронов. Она была введена по инициативе Федерального авиационного управления (ФАУ). Стоимость процедуры составляла 5$ на три года, а штраф при отсутствии лицензии мог доходить до 25 тыс. долларов. В мае 2017 года аппеляционный суд округа Колумбия отменил это решение, но очень вероятно, что в Конгрессе будут пролоббированы еще более жесткие меры регулирования.
- В странах ЕС нет общего регулирования, но локально существует много ограничений. Общие правила сводятся к тому, что беспилотники небольшого веса не регистрируется, а полёты на высотах до 50 метров могут проходить без разрешения. В остальных случаях требуется уведомить местную диспетчерскую службу, как это принято для легкомоторных самолётов.
- В Австралии полёты с развлекательной целью не требуются регистрации и специальных разрешений. Во всех прочих, кроме хобби, необходимо регистрировать беспилотник, получать лётную лицензию и соблюдать определённые ограничения.
- В Великобритании на сегодняшний день разработано одно из самых совершенных, с точки зрения экспертов, законодательств по беспилотникам. Правила взаимодействия с диспетчерскими службами определены в общем «Аэронавигационном порядке», который контролируется Управления гражданской авиации. Требуется разрешение на любые полёты в радиусе более 500 метров радиус или выше 120. Квадрокоптеры весом более 20 кг нужно регистрировать.
- В Канаде для дронов действуют специальные правила Министерства транспорта. Аппараты для хобби весом до 35 кг не требуют ничего, но следует соблюдать меры безопасности. Для тяжёлых мультикоптеров или использования в бизнесе необходим сертификат пилота, соблюдение правил и довольно строгих процедур.
Как получить полётное разрешение для квадрокоптера
1. В воздушном пространстве класса G
Если планируются полёты в воздушном пространстве класса G, достаточно установить местный режим MP. Для его получения составляется план полёта и письмо направляется в местную службу Единой Системы организации воздушного движения (ОрВД). В плане нужно указать произвольный позывной, место полёта, координаты, условия полёта и необходимый период. Ответ приходит в письменной форме на электронную почту и содержит установленный МР с уникальным номером.
Вся процедура занимает 5–10 дней в первый раз и не более 2–3 в последующем, когда появится опыт общения. Воздушное пространство в месте проведения полётов на это время обычно закрывают для других летательных аппаратов. Это делается для обеспечения безопасности.
За 2 часа до начала полётов и после их завершения нужно по телефону уведомить местную диспетчерскую службу. Правила в точности соответствует тем, что приняты для лёгкой авиации.
2. В воздушном пространстве класса С
Если нужно разрешение на использование воздушного пространство класса С, например, вблизи аэродрома – придётся попросить об установлении временного режима безопасности. Это делается в Москве, по почтовому запросу или через интернет. Нужно иметь в виду, что в некоторых случаях может быть аргументированный отказ.
3. Правила полётов квадрокоптеров над населёнными пунктами
Когда требуется разрешение на полёты над городом, надо обратиться в органы власти по месту. Это делается в письменном виде, через интернет может не получиться. Одновременно с этим пишется запрос в местное управление ФСБ.
Позаботиться о получении официального разрешения на полёты квадрокоптера над городом нужно заранее. Дело в том, что срок рассмотрения в ФСБ по закону может составить до 30 дней. Отказов, как правило, не бывает, за исключением крупных мероприятий, митингов, соревнований или для пролёта над специальными объектами.
Насколько сложно получить разрешение на полет
Для того чтобы получить официальное разрешение на полет квадрокоптера требуются минимальные знания: нужно просто составить письмо и заполнить план полёта по готовым шаблонам. Для обращения за разрешением необходимо иметь паспорт или быть официальным юридическим лицом.
Время ответа и выдачи всех разрешений, как правило, не более недели. При повторных обращениях ещё быстрее. На составление бумаг нужно 10–15 минут, если это делается впервые. В дальнейшем просто вносятся необходимые изменения.
Все письма можно отправлять по электронной почте, никакого личного присутствия не требуется. Поскольку не нужна никакая регистрация беспилотников, процедура предельно простая.
Полёты без разрешения
Если нет разрешения на полет, владельцу квадрокоптера грозить административная ответственность. В соответствии со статьёй 11.4 КоАП РФ «Нарушение правил использования воздушного пространства» гражданин может быть оштрафован на сумму до 5 тыс. рублей, а юридическое лицо до 300 тыс.
В сравнении со стоимостью летательного аппарата, который не может быть конфискован, это наказание кажется небольшим. Но не нужно забывать, что в случае более тяжёлых последствий, если пострадают люди, вступает в действие статья 271.1 Уголовного кодекса. Нарушение правил использования воздушного пространства, если в результате наступила смерть людей или причинение тяжкого вреда здоровью, виновному грозит до 7 лет тюрьмы. Как и в случае управления автомобилем без прав, не имеющий разрешения на полёты априори считается виновным.
Что происходит на практике
Если полёты проводятся вдали от города и вдали от взлётно-посадочных полос аэродромов, не нарушают режим охраны или секретности различных объектов и нет претензий от находящихся поблизости людей, особых проблем нет. Большинство владельцев именно так и делает, поступая на свой страх и риск, не обращая внимания на закон.
Любой сотрудник полиции может потребовать прекратить полёты беспилотника, если нет разрешения. Если проводятся клубные мероприятия, соревнования или тренировки, особенно в черте города, скорее всего, так и произойдёт. Но соблюдать закон или нет, каждый решает для себя сам.
Не стоит слишком легкомысленно относиться к получению разрешения на полет квадрокоптера. Правила, установленные законом для беспилотных летательных аппаратов, не менее строгие чем для водителей автомобилей, мотоциклов или даже владельцев охотничьего оружия. Сегодня эти правила могут показаться несовершенными, сложными для исполнения или слишком бюрократическими. Но чем более ответственное отношение к ним сформируется, тем раньше система контроля станет цивилизованной и простой.